термин "мифы ктулху" хорошо знаком западному читателю, но практически неизвестен отечественному. так обычно называют произведения по мотивам работ говарда филлипса лавкрафта и в его особой стилистике. например, в мифах ктулху "отметились" фантасты август дерлет, фрэнк лонг, роберт говард, роберт блох, фриц лейбер, колин уилсон, брайан ламли, стивен кинг и др. в мифах возможно использование придуманных лавкрафтом богов и существ, героев и мест, древних книг и артефактов. хотя по большому счету и не обязательно - в бесконечной вселенной достаточно места для других богов. важным элементом мифов является создание атмосферы сверхъестественного ужаса в столкновении человека с чем-то из-за пределов привычного ему мира, с неименуемым. следует отметить, что хотя лавкрафт творил в xx веке (а пик его творчества приходится на 1920-е годы), по стилю он ближе к готике xviii-xix вв. (включая языковые архаизмы и т.п.), нежели к нынешним мастерам ужаса вроде стивена кинга и клайва баркера (с характерным для них натурализмом в плане секса, насилия, сквернословия и прочих "примет времени").

Зарегестрируйтесь чтоб видеть ссылки  говард лавкрафт "зов ктулху"

                                                              о культе 

ктулху в мифах ктулху — спящее на дне тихого океана чудище, способное воздействовать на разум человека. впервые упомянут в рассказе говарда лавкрафта «зов ктулху» (1928).

ктулху принадлежит роду древних. он лежит во сне, подобном смерти, в подводном городе р’льех посреди тихого океана. «когда звёзды примут нужное положение,» р’льех поднимется с морского дна и ктулху освободится.

на вид ктулху разными частями тела подобен осьминогу, дракону и человеку: согласно описанию лавкрафта, он имеет голову как у осьминога, гуманоидное тело, покрытое чешуёй, пару рудиментарных крыльев и драконий хвост. точный размер его не указывается, но, судя по рассказу «зов ктулху», он явно не меньше корабля средней величины.

в мифах ктулху описывается древняя религиозная традиция (культ) поклонения ктулху. согласно лавкрафту, культисты присутствуют и среди эскимосов гренландии и среди жителей новой англии. на своих встречах культисты устраивают человеческие жертвоприношения, танцуют и распевают мантру «пх’нглуи мглв’нафх ктулху р’льех вгах’нагл фхтагн», что, по показаниям некоторых культистов (по «зову ктулху»), следует понимать как «в своем доме в р’льехе мёртвый ктулху спит, ожидая своего часа».

ктулху способен воздействовать на разум человеческих существ, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения. в «зове ктулху» сны, напускаемые ктулху, сильно ужасают видевших их, и порой доводят до сумасшествия.

ктулху — инопланетное, совершенно чуждое людской природе существо, а вся история человечества — лишь миг его сна. культисты убеждены в великой мощи своего идола, и гибель цивилизации представляется им весьма вероятным, хотя и незначительным, последствием пробуждения ктулху.

                           проявления в современной культуре

в отличие от других богов пантеона мифов ктулху, сам ктулху достаточно известен и популярен. например, он фигурирует в качестве одного из персонажей интернет-комикса «userfriendly». существуют также инструментальная композиция «the call of ktulu» группы «metallica» (альбом 1984 года «ride the lightning»), композиция «cthulhu» известной симфоник-метал группы «therion» (альбом 1992 года «beyond sanctorum»), песня «cthulhu rising» готик-дум металлистов draconian (альбом «dark oceans we cry») и произведение блэк-метал группы «cradle of filth» под названием «cthulhu dawn» (альбом 2000 года «midian»). творчество группы endura во многом связано с произведениями лавкрафта («cthulhu fhtagn» с альбома 1996 г. «liber leviathan», «r’lych awakens» с альбома 1999 г. elder signs)

в 1994 году вышла игра quest for glory iv: shadows of darkness. игра (как и вся серия в целом) исключительно фэнтезийная, а не готическая или страшная. но эта часть посвящена мрачному культу бога авузла (avoozl) - созвучно с именем из произведения кларка эштона смита. естественно, игра не по какому-либо из лавкрафтовских произведений, но в ней есть отголоски его мифов. культ авузла основал безумный монах амон тильядо (это уже из эдгара по) и его характер напоминает нам альхазреда. монастырь и атрибутика культа представляют собой, помимо всего прочего, осьминогоподобных созданий с щупальцами (цтулху), называемых "dark one". священная книга культа называется некрофиликон (necrophilicon). а в буклете к игре есть глава "call of avoozl" автора "p.h. craftlove". а также фраза "in his vacation resort at club dead, avoozl lies twitching.". если взять все в целом, то этот культ и это божество со своими последователями взяты прямиком из лавкрафта, только изменены с достаточной долей юмора.

в 1997 в области указанного лавкрафтом расположения р’льеха был зафиксирован подводный звук, получивший имя собственное «bloop» (блуп, с английского — «рёв», «вой»). природа звука указывает его животное происхождение, но мощность намного превосходит ту, которая могла быть достигнута известными видами морских животных.

в молодёжных слоях рунета образ ктулху обрёл популярность [источник?] наравне с шушпанчиком и медведом, и даже обзавёлся собственный смайликом - (;, или {:?. в июне-июле 2006 года, во время подготовки к интернет-конференции президента россии в. в. путина, шутливый вопрос «как вы относитесь к пробуждению ктулху» оказался среди лидеров по популярности. на самой конференции ответ на него, как и на остальные несерьёзные вопросы, не последовал. однако при неформальном общении с журналистами путин сказал:я вообще с подозрением отношусь ко всяким потусторонним силам. если кто-то хочет обратиться к истинным ценностям, то пусть лучше почитает библию, талмуд или коран. будет больше пользы.